Читательский дневник - 2022

Я много читала в этом году. Чтение для меня и утешение, и спасение, и эскапизм. Оно каким-то удивительным образом помогает уравновесить внешнюю и внутреннюю хтонь, облечь её в слова, придать форму, образ, сделать  более выносимой.
Думаю, именно по этой причине в этом году у меня в прочитанном  так много романов-катастроф и так много высоких оценок — я всем книгам очень благодарна за утешение.

Как всегда, это  мой личный абсолютно субъективный рейтинг прочитанного в прошлом году  по пятибальной системе: 5 — очень понравилось, 4 — понравилось, 3 — читать да, а так нет, 2 — не понравилось, 1 — на что я трачу свою жизнь?

5*****

Дэн Симмонс. Террор
Великолепный роман, наверное, лучший у Симмонса. И погружаешься в сюжет полностью, и за всех переживаешь, и привязываешься к ним, злишься, боишься, надеешься, негодуешь, печалишься, мёрзнешь. Всё, как я люблю, всё, чего жду от хорошей книги. Теперь она в моём сердце.

Нил Стивенсон. Лавина

Как она мимо меня прошла, непонятно. Слышала краем уха, знала, что есть такой культовый роман, но не встречались до сих пор. Ну теперь понятно, кто первый начал и метавселенную построил. Хотя, если подумать, Хроники Амбера тоже ведь о том же, только не так буквально. Рекомендую, если кто ещё не читал. Бодро, динамично, канонично.

Кир Булычёв. Посёлок

Хорошо и душевно. И переживаешь за героев, и хочешь, чтобы они выжили, и в конце переводишь дух. Славная такая булычёвская фантастика.

Стивен Кинг. Несущий смерть
Не перестаю восхищаться гением Кинга. Спасибо ему за возможность заглянуть за грань и увидеть. И за то, что всегда есть выход. Или хотя бы передышка.

Дэйв Хатчинсон. Осень Европы

Меня роман заворожил. Не сразу поняла, что это антиутопия (да и сейчас не уверена), читала, как рассказ, историю, в которую легко верить, легко представить. Не то настроение сейчас такое, не то период, или с автором совпали. В общем, понравилось.

Стивен Кинг. Люди десятого часа

Мой самый любимый рассказ у Кинга, читала его много-много раз. Вот эта внезапно открывшаяся у главного героя способность видеть ужасную реальность — она ведь сама по себе ужасна, не надо, заберите обратно, но поздно, уже не развидеть увиденного. И ведь каждый человек в жизни с таким когда-нибудь да сталкивается, только масштаб у всех разный. А Кинг не только сталкивается, но ещё и описал. Люблю его )

 Джон Кристофер. Смерть травы. Долгая зима. У края бездны

Надо же, оказывается, известный автор, а я и не знала, только сейчас о нем услышала, спасибо добрым людям. Замечательные, захватывающие романы. Катастрофы, естественно. В этом году я в основном спасаюсь ими.

Стивен Кинг. Билли Саммерс

Кинга можно благодарить за многое. Например, за способность сопереживать, которую испытываешь, читая его романы. За веру в людей, которая пробуждается, когда читаешь. За моментальное и всеобъемлющее погружение. В общем, за всё то, почему мы так любим читать )

Ричард Адамс. Обитатели холмов

Гениальная книга. Два дня читала, не могла оторваться роман про жизнь кроликов. Переживала, волновалась, сочувствовала, радовалась. Никаких откровений, скандалов и расследований — только непростая (но и не очень сложная) кроличья жизнь. Замечательно.

Маргарет Этвуд. Каменная подстилка

Я люблю Этвуд, давно заметила, что каждое её произведение — неожиданность. Мне понравилось, как кто-то написал в рецензии, что каждый рассказ мог бы стать романом. По-моему, так и есть, это романы, только невероятно сконцентрированные, каким-то чудом умещённые в небольшой формат и пронизанные волшебством, вернее, магией.

 Стивен Кинг, Ричард Чизмар. Последнее дело Гвенди

Не знаю, кого тут больше в книге, Кинга или Чизмара, дуэт слаженный, голоса неразличимы. Хорошая грустная история с печальным, но правильным финалом.

Шамиль Идиатуллин. Возвращение «Пионера»

Мне очень нравятся все книги Шамиля, нравится его стиль, его слог. Но больше всего люблю его за искренность. Вот это невозможно скопировать, этому невозможно специально научиться, мне кажется. Это дар. О чём бы не рассказывал — о мусорной свалке в городе, о подростке, сражающемся с чудовищем или об отроках во вселенной — я ему верю, знаю, что не обманет. Хорошо, что есть такие люди и писатели)

Шамиль Идиатуллин. Эра водолея

Очень люблю такой кинговский стиль, когда начинается всё буднично и ничто не предвещает, а потом как заверте

Роберт Маккаммон. Жизнь мальчишки
Хороший душевный роман про жизнь американского мальчишки, вернее, американских мальчишек. Всё по канону — маленький городок на американском юге, старый велосипед, работящий отец, заботливая и тревожная мать, верные друзья, пёс, тайны, мечты, неожиданности. Реальность переплетается с вымыслом, создают особую атмосферу, в которой обычно и живут двенадцатилетние. И мы с ними, пока читаем, пока помним себя такими.

Нил Стивенсон. Криптономикон
Ух какой роман! Многоуровневый, многослойный и многосложный. Прошлое, настоящее, будущее, а равно и семейные тайны! Читайте.

Ксения Букша. Рамка. Чуров и Чурбанов

Ох какая же талантливая Ксения Букша, какие удивительные книги она пишет. Я очаровалась ею, прочитав Завод «Свобода», и продолжаю восхищаться.

Жозе Эдуарду Агуалуза. Всеобщая теория забвения
И жуткая, и печальная, и завораживающая книга. Так странно — читаешь о буквальном, а тебя уносит в символическое, но это так пугает, ужасает, легче оставаться в страшном и буквальном — вот пёс, который защитит, вот дом, в котором безопасно, вот замурованный вход, в который никто никогда  не войдёт, вот окно, в которое можно не смотреть. Не смотреть, не смотреть, ослепнуть, сохранить убежище — эх, всё равно унесло.

Франк Шетцинг. Стая
Один из романов-катастроф, которые помогли мне пережить этот год.

Тан Тван Энг. Дар дождя

Насыщенный, объёмный, неспешный и непростой роман. Прежде я читала «Сад вечерних туманов», он запал мне в душу. И «Дар дождя» не разочаровал.

Дмитрий Глуховский. Пост
Первая прочитанная мною книга Глуховского. Раньше было не то настроение, не то состояние, а сейчас всё сошлось. Всё то и всё о том. Жутко, конечно. Ну так и год такой.

Лю Цысинь. Задача трёх тел
Китайская фантастика с детективным уклоном и историческими отсылками про астрономию. Оторваться не могла. Такая внекультурная, вневременная — архетипическая история, которая воспринимается не только на уровне действий и событий, а и страхов, надежд, иллюзий, которые всем людям свойственны. Очень сильное впечатление.

Сакё Комацу. Гибель дракона
Время сейчас такое и настроение, что апокалиптические истории хорошо заходят, уравновешивают внутреннее с внешним, реальное с выдуманным. Тонет Япония, не отдельные острова, а вся без остатка. И совершенно невозможно в это поверить. Ведь это твой дом, он всегда был, мы всегда справлялись, в этом наша сила. А теперь не с чем будет справляться, нечего восстанавливать, мы все остаёмся без своей земли, своей страны. Кому повезёт выжить и спастись — рассеются по всей планете, всем странам. Но это уже финал. А на протяжении романа сперва учёные, потом политики проходят путь от осторожного отрицания до отчаянных действий, и веришь каждому слову. Потрясающая вещь.

Дмитрий Глуховский. Метро 2033
Ну вот и настал тот день, когда я прочитала Метро, причём с интересом и удовольствием. И страхом. Я очень не хочу, чтобы эта страшная сказка стала былью, и меня ужасно пугает, что некоторые люди именно для этого, похоже, и рождены (( В общем, этот роман тоже из серии книг, которые помогли мне пережить 2022 год, каким-то странным образом уравновесив внешнюю и внутреннюю хтонь.

4 ****

Дмитрий Глуховский. Пост-2. Спастись и сохранить
Неожиданно выяснила, что у «Поста» есть продолжение, вторая часть. Первая меня больше впечатлила, не то от неожиданности, не то от соответствия происходящему в моём мире. Автор пожалел нас, оставил надежду. Но что-то мне сложно поверить в эпилог (

Дмитрий Глуховский. Метро 2035

То же самое, что Метро 2033, только на четыре звезды.

Энн Пэтчетт. Голландский дом

Странный роман. Читать было интересно, но я вообще читать люблю, были б буквы. И сюжет интересный, и герои заметные. Но вот всё вместе не сложилось у меня почему-то в историю, знаете, такую, чтоб спустя год вспомнить и задуматься, вздохнуть, головой покачать или улыбнуться. А тут недоумения много — а почему она так сделала? А они зачем потом простили? А точно простили? Но почему тогда умерла? И понятное дело, что в жизни не бывает ответов на такие вопросы, но хотя бы в книге-то хочется их прочесть!

Мэтт Хейг. Последнее семейство Англии
Милая, грустная, наивная и трогательная вещь. Семейная жизнь глазами собаки.

Александр Хемон. Проект «Лазарь»
25 февраля я возвращалась из Москвы в Хельсинки последним рейсом. Авиасообщение между нашими странами прекращалось. Психика моя ещё была не в состоянии переварить происходящее, искала убежищ, утешения в чтении. Этот роман давно был в моём киндле, но до сих пор не попадал под настроение, а сейчас вот попал. Темы эмиграции, страха, неприкаянности, угрозы жизни, лжи, предательства — раньше не были актуальны, не находили отклика, но в этом вечернем последнем самолёте зазвучали знакомо и понятно. Циничное и слабое утешение — ничего нового, история повторяется, люди в разные времена и в разных странах уже проходили через всё это.

Ричард Гизмар. Гвенди и её волшебное пёрышко

Хорошая такая кинговская история (вернее, продолжение истории) про Гвенди и её волшебную шкатулку. Кинг писал, что у него сюжет застопорился, завял, и мог бы вовсе умереть, если бы не подключился Чизмар. Если это так, то спасибо Чизмару, он смог продолжить, оживить, при этом не меняя голоса, тональности рассказа.

Проклятие или дар. Чёрная книга страшных сказок
Антология старых сказок о проклятьях на новый лад. Очень неоднородная, на мой взгляд.

Карл-Йоганн Вальгрен. Ясновидец. История удивительной любви

Всё лучшее сразу собрал автор в романе, гулять так гулять. Я всё пыталась представить облик главного героя, но тщетно, хотя с воображением у меня неплохо. И как он выжил с такими пороками развития, несовместимыми с жизнью. И почему его не утопили сразу же, тем более что времена и условия позволяли. Потом расслабилась, какой прок в достоверности, зачем быть занудой. Выжил и стал прекрасным человеком. Женщины его любят, на органе он играет, мысли читает, что ещё надо для жизни и даже порой для счастья. Довольно увлекательная история, в общем.

Алексей Иванов. Тобол. Много званых
Насыщенно. Много сюжетных линий, со всеми что-то происходит, за всеми интересно следить.

Кир Булычев. Подземелье ведьм
Тоже славная булычёвская фантастика.

3***

Борис Акунин. Сулажин
Вроде идея занятная, сюжет интересный, а совсем не зацепило, уж очень плоско получилось.

Сияние во тьме (сборник)
В аннотации обещали, что захватит дух, но соврали, не захватило. Что-то поинтереснее, что-то совсем никак. Даже кинговский рассказ не тронул. Или, может, настроение такое. Меня пугают, а мне не страшно.

Дмитрий Глуховский. Сумерки

Сумерки» называют самым известным и самым лучшим романом Глуховского, а у меня гранаты оказались не той системы. Читала с интересом и удовольствием, но любви не случилось отчего-то. Может, не сейчас, не здесь.

Дмитрий Глуховский. Метро 2034
То же самое, что и Метро 2033, только послабее.

Максим Голицын. Все источники бездны. Время побеждённых

Прочитала полгода назад, поставила четвёрку, а сейчас решила написать рецензию и ничего не помню, кроме основного сюжета (( Прочитанные в тот же период книги помню, а эту нет. Никакого послевкусия не осталось, удивительно. Не иначе как те самые люди в чёрном пришли и посветили мне в глаз фонариком. Романы-то про инопланетян.

Мэтт Хейг. Как остановить время

Сперва я радовалась. Интересный сюжет, ГГ не бессмертный, но почти — живёт долго, стареет медленно, время над ним не властно. И с Шекспиром он в театре играл, и с Куком на корабле плавал, и с Фицджеральдом выпивал, и часовню 14 века тоже он. Ну и конечно, в прошлом большая любовь, с которой пришлось расстаться, но сердце помнит и болит. А, ну и тайная организация таких же под предводительством плохого горца. В общем, всё довольно занятно. Но ((( Но стиль изложения, уровень сентенций — какой-то дневник вконтакте, ей-богу. Я всё ждала, что слёзы-горошины появятся и многоточия через слово. И этот стиль усугублялся с середины к концу книги, становясь невыносимо банальным. Прямо обидно, а ещё граф.

Возвращение Ктулху (сборник)
Антология сами видите чему посвященная. Очень неровная, поэтому средний по больнице 3+, да простит меня Ктулху.

2**

Ричард Чизмар, Билли Чизмар. Вдовий мыс

— Девочка, девочка, гроб на колёсиках едет по твоей улице — Девочка, девочка, гроб на колёсиках подъехал к твоему дому — Девочка, девочка, гроб на колёсиках въехал в твой подъезд

Ну вы поняли.

Аркадий и Борис Стругацкие. Повесть о дружбе и недружбе

Люблю Стругацких с детства, читала и перечитывала много, а вот этот рассказ мимо меня прошёл, и слава богу. Не то я слишком взрослая для него, не то, наоборот, ещё не доросла. Но больше ни от одного произведения не было такого неприятного осадка. 


 Адрес кабинета: 

Espoo, Taivalmäki 9 (metro Niittykumpu)